Выявить вредное убеждение не всегда легко. Хотя и существует довольно много способов: по пресуппозициям в речи, регулярному поведению, сообщениям о правилах, отговоркам и так далее. В этой статье я покажу вариант с использованием сильных эмоций (обычно негативных).

Ещё Вирджиния Сатир говорила: «Go to juice», - вот и будем идти туда, где сочно.

Эмоции, в том числе, являются реакцией на нарушение ожиданий. По крайней мере, многие сильные отрицательные:

Обида: люди ведут себя по отношению ко мне не так, как им следует.

Разочарование: ожидал одного, а получил сильно другое и в плохую сторону.

Злость: человек нарушает мои ценности.

Отвращение: серьёзное нарушение другими людьми моих представлений о «достойном» поведении.

Вина: я нарушил ожидания других людей.

А ожидания, во многих случаях, основываются на убеждениях. Кто что должен, обязан и так далее. Вот эти убеждения и стоит выявить и проверить, насколько они полезные/вредные.

В моём понимании «ограничивающие» убеждения – те, которые сужают границы. Определяются по наличию в них модальных операторов необходимости: должен, обязан, вынужден, не способен и т.д. А «вредность» (или полезность) убеждения определяется субъективно клиентом. Например убеждение «Я должен много работать» вполне ограничивающее, но для человека оно может быть полезным в плане мотивации – потому что все эти «я имею право, способен, могу» его никак не мотивируют в нужной степени.

Плюс от эмоций в данном контексте в том, что обычно определённые эмоции связаны с типовыми убеждениями. Вот небольшая шпаргалка, для облегчения поиска соответствующих убеждений. И с помощью этой шпаргалки и мета-модели можно получить весьма хорошие результаты.

Ну а после того, как убеждении нашли, стоит определить,  хочет ли его человек менять. И если хочет изменить, то помочь ему поменять - используя фокусы языка, техники изменения убеждений, внушения и т.д.

Схема "Эмоции и убеждения"

Примеры

Клиент: - Меня злит мой муж.

Оператор: - Что именно он сделал не так?

К: - Он вчера соврал мне.

Т: - Почему для тебя это так важно?

К: - Любящие люди должны быть честны друг с другом.

 

О: - Что ты чувствуешь?

К: - Наверно обиду.

О: - И кто тебя обидел?

К: - Не то, чтобы кто. Это скорее обида на ситуацию.

О: - Ты считаешь, что мир поступает по отношению к тебе не справедливо?

К: - Я столько работал…

О: - И?

К: - И ничего не получилось!

О: - Ты считаешь, что твои усилия должны обязательно вознаграждаться?

К: - Ну да!

 

К: - Эти люди вызывают у меня отвращение!

О: - Что они делают не так?

К: - Ну нельзя же себя так вести!

О: - Что именно они сделали?

К: - Нельзя менять свои идеалы на деньги!

 

К: - Я сомневаюсь, что у меня это получится.

О: - И что вызывает сомнение?

К: - Я думаю, что я недостаточно готов.

О: - Недостаточно готов к чему?

К: - К достижению цели.

О: - А когда ты будешь готов?

К: - Когда заслужу.

О: - Ты должен сначала заслужить успех?

К: - Да.

 

К: - Меня так раздражает, что моя жена долго одевается.

О: - А ты считаешь, что она должна одеваться быстро?

К: - Не то, чтобы быстро. Но будет хорошо, если она будет помнить о том, что я её жду.

О: - Это что, неуважение?

К: - Судя по всему, я это воспринимаю так.

О: - То есть уважение – это когда люди делают то, что ты от них ждёшь?

К: - Получается, что так.