Александр Любимов


Фокусы языка можно использовать не только для разрушения вредных убеждений, но и для создания или закрепления полезных. Паттерны будут практически те же, просто нужно немного сменить фокус внимания.

Что иногда требует определённых усилий.

Если для разрушения убеждения нужно было показать, что оно или ложно, или неэффективно, или не экологично, то для создания убеждения нужно показать, что

утверждение или истинно, или эффективно/полезно, или у него весьма полезные последствия.

Фокусы языка для создания убеждений

 

Например, мы хотим закрепить (или усилить) убеждение: «Я способен быстро меняться».

Для удобства я буду давать в скобках и структурную характеристику, и название паттерна по Роберту Дилтсу (если есть).

Убеждение истинно

Мы либо ищем контекст, в котором подтверждается истинность убеждения (рефрейминг контекста), либо преобразуем убеждение так, чтобы оно точно было истинным (рефрейминг смысла).

При рефрейминге контекста мы ищем ситуацию, которая подтверждает убеждение.

- Наверняка в твоей жизни хоть раз было, что ты менялся очень быстро - например, когда узнал, что огонь горячий и обжигает. Или понял, что осы очень больно жалятся. [контекст, разукрупнение; «противоположный пример»]

- Насколько медленно ты сможешь поверить, что можешь меняться быстро? [контекст, мета; «применение к себе»]

- Ты наверно насмотрелся фильмов, где герои долго и нудно что-то пытаются с собой сделать. Но если посмотреть на эти фильмы более внимательно, то можно заметить, что есть ключевое событие, которое практически мгновенно меняет героя. Так что в каком-то смысле, эти фильмы как раз про быстрое изменение. [контекст, обобщение; «размер фрейма»]

При рефрейминге смысла мы меняем убеждение так, чтобы новое убеждение было для человека истинным.

Напоминаю, что здесь срабатывает принцип аналогии - если новое убеждение правильное, то и исходное тоже.

- Какая именно скорость для тебя будет быстрой? [убеждение, разукрупнение; «разделение»]

- Мгновенно измениться у тебя может и не получиться, но быстро - легко! [убеждение, аналогия; «переопределение»]

- Учёные установили, что человек обычно меняется быстро. [убеждение, аналогия; «модель мира»]

Паттерн «Модель мира» предполагает, что вы сообщаете человеку «правильное» убеждение со ссылкой на значимого человека или группу людей. Так что ничего менять в этом паттерне не надо.

Убеждение полезно или эффективно

Здесь мы фокусируемся не столько на истинности убеждения, сколько на его полезности и эффективности. Или на том, что оно более полезно и эффективно, чем старое убеждение.

- Гораздо полезнее верить, что ты способен меняться быстро, чем ограничивать себя рассуждениями своей исключительности в этом вопросе. [цель, укрупнение; «иерархия критериев»]

- Важно, что ты вообще хочешь измениться, а быстро это будет, или не очень - не столь принципиально. [цель, аналогия; «другой результат»]

- Иногда мысль о быстром изменении способна напугать - кажется, что ты можешь потерять контроль. Но на самом деле ты обретаешь контроль, так как можешь управлять скоростью изменения. [цель, разукрупнение; «намерение»]

- Неспешно меняться более солидно, зато быстро - более весело. [цель, укрупнение; «иерархия критериев»]

Полезные последствия убеждения

Здесь мы фокусируем внимание человека на выгоде (полезных последствиях) веры в это убеждение.

- Веря в быстрое изменение ты сможешь это сделать быстро и пойти спать или смотреть ленту в фейсбуке, вместо того, чтобы долго и нудно «работать над собой». [эффекты, аналогия; «последствия»]

- Если ты будешь считать, что способен меняться быстро, это даст тебе выбор: хочешь меняйся медленно, хочешь - быстро. [эффекты, мета; «последствия»]

Где проходим

Повседневный Гипноз 2

По теме

Модель НЛП:: Фокусы языка

Структура фокусов языка

Структура:: Цель воздействия