Александр Любимов


Все вопросы на выяснение намерения можно разбить на две группы. В первой будут те, что выясняют значение и смысл:

- Зачем тебе это нужно?

- Какой тебе в этом смысл?

- Что это тебе дает?

Зато другая часть просто помогает выявить более важное намерение:

- Что для тебя более важно, чем это?

- Если ты получишь это целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

Если задавать человеку только вопросы о смысле, он доходит до какого-то намерения и зависает. Не может определить, какое значение у этого намерения, и часто сообщает, что это «важно само по себе». Если же он думает об ценности, стоящей за этим намерением (а намерение – это просто потребность удовлетворить какую-то ценность), то у него будут наблюдаться характерные невербальные реакции: более глубокое и расслабленное дыхание, низкий тонус мышц, расфокусированный зрачок. Понятно, что признаки трансового состояния, но очень даже комфортного трансового состояния. И эти невербальные признаки довольно сильно отличаются от тех, которые возникают если человек думает о ценностях, которые имеют смысл.

Существует популярный тест ценностных ориентаций американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это как раз наука о ценностях). Он делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Терминальные ценности - это ценности, которые важны сами по себе.

 

Желтым цветом обозначены терминальные ценности. Рисунками - сущностные состояния (они являются терминальными ценностями и для них не существует более важных ценностей).

Признаки терминальной ценности

Человек не может (состояние «удивления» - вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть - найти не могу») найти ответа на вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что это для тебя обозначает?

Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».

Кратко

  • Ценности можно разделить на ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности).

  • Ценности-цели (терминальные ценности) выстраиваются в иерархию по важности, на вершине которой находится «нахождение (доступ, обладание) сущностным состоянием».

  • Эти самые «бессмысленные» ценности довольно легко калибруются.

По теме

Статья:: Бессмысленные ценности

Техника "Сущностная трансформация"

  

Поделиться ссылкой: