Александр Любимов


Теперь давайте подробно разберёмся в структуре фокусов языка.

Описание исходных моделей:
цели воздействия;
способы воздействия;
области воздействия.

Напоминаю мнемоническое правило:

Мнемоническое правило для фокусов языка

Или в более графическом виде:

Фокусы языка и SCORE

Пойдём мы по областям воздействия.

Убеждение

Здесь мы меняем убеждение или его часть так, чтобы оно перестало быть истинным. И пока изменённое убеждение остаётся похожим на исходное убеждение, его ложность будет означать и ложность исходного убеждения. Что, собственно, и требуется сделать.

Укрупнение

Убеждение или его часть можно укрупнить, увеличить (расширение) или перейти к большей категории (индукция).

Один из удачных приёмов – использование кванторов всеобщности: все, всегда, только и т.д. Потому что нарушение правила становится более заметно.

- Люди завистливы.
- Все завидуют всем, всегда и по любому поводу? [расширение по людям, времени и ценностям]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Ты считаешь, что только люди преклоняются перед собственностью? [индукция по вещам и ценностям]
- А человек с двумя машинами должен вызывать в два раза больше уважения. [расширение по вещам]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
-
Все толстые люди слабохарактерные? [расширение по людям]
- То, что ты не смог похудеть, говорит о том, что ты безвольный? [индукция по ценностям]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Ты ещё скажи, что все болезни от ГМО. [индукция по вещам]

Разукрупнение

- Люди завистливы.
- Насколько именно человек должен быть успешнее тебя, чтобы ты начал завидовать?  [дедукция по процессу]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Да, человек на Запорожце 1984 года выпуска несомненно вызывает уважение. [дедукция по вещам]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Ты не можешь сбросить ни грамма веса? [дедукция по вещам]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Сколько именно нужно съесть продуктов с ГМО, чтобы начался рак? [сужение по вещам]

Поиск аналогии

- Люди завистливы.
- Ну это всё равно что сказать, что люди дышат. [абдукция по процессу]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Хозяева яхт – жалкие неудачники. [традукция по вещам]
- А я живу с убеждением, что уважение вызывает ум и мужество. [традукция по ценностям]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- А чтобы столько жрать у тебя характера хватает? [абдукция по процессу и ценностям]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- А онанизм приводит к слабоумию – такая же страшилка. [ассоциация]
Ещё один способ в этой категории – использование пословиц и поговорок, опровергающих или подвергающих сомнению утверждение.

Желательно, чтобы эти пословицы и поговорки были достаточно известными.

- Только человек с машиной вызывает уважение.
- А вот говорят, что уважают не чин, а человека. [пословица]

Оценка из мета-позиции

Например, к оценке из мета-позиции можно отнести рефрейминг контекста.
- Люди завистливы.
- Сколько нужно иметь зависти, чтобы обвинять людей в этом! [применение правила к самому убеждению]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Как именно наличие у человека машины вызывает уважение? [исследуем структуру убеждения]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Какую нужно иметь силу воли, чтобы запрещать себе худеть. [применение правила к самому убеждению]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Весьма необоснованное утверждение. [убеждение относительно убеждения]

Контекст

Любое утверждение – а убеждение, это общее утверждение, которое человек считает истинным – имеет границы применения. Вот это верно для людей в возрасте от 20 до 50, а это только для незамужних женщин, а это верно только для домашних кошек. Так что нам нужно просто показать

контекст, в котором убеждение не работает.

Укрупнение

Контекст можно укрупнить и сделать настолько широким, что убеждение перестанет работать. То есть нам надо так укрупнить контекст, чтобы в него попали примеры, противоречащие утверждению.
- Люди завистливы.
- Да, во все времена люди только и занимались тем, что завидовали. [расширение по времени и процессу]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- А как же короли, императоры и прочие фараоны древности?[расширение по людям]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- То есть за всю жизнь ты ни разу не сбрасывал вес? [расширение по времени]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Во всех странах, где используют продукты с ГМО, население вымирает от рака? [расширение по месту]

Разукрупнение

Если при укрупнении контекста мы его расширяем настолько, чтобы в него попали варианты противоречащие утверждению, то при разукрупнении мы просто на этих противоречиях концентрируемся. Например, можно прямо показать противоположный пример или предложить его найти. Ещё вариант – можно уменьшить контекст настолько, чтобы убеждение перестало работать.
- Люди завистливы.
- Знаешь ли ты хотя бы одного не завистливого человека? [сужение по людям]
- Люди бывают завистливы, но не постоянно и не все. [сужение по времени и людям]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Ты знаешь, если это и было верно – то только в конце предыдущего века. [сужение по времени]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Хоть когда-нибудь в своей жизни ты сбрасывал вес? [сужение по времени]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Я недавно съел салат с кукурузой с ГМО. Когда начнётся рак? [сужение по вещам и времени]

Поиск аналогии

Здесь мы «сдвигаем» контекст, не меняя его размер, но так, чтобы убеждение перестало быть верным.
- Люди завистливы.
- Как говорится, зависть раньше нас родилась. Мы с тобой завистливы так же, как и все. [пословица]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- А где-нибудь в Лос-Анджелосе, где у всех машины, этот человек тоже будет вызывать уважение? [аналогия по месту]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
-
Три месяца на необитаемом острове – и характер станет железный. [аналогия по месту]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Особенно это опасно для цыплят-бройлеров, которых кормят ГМО-кормами. [аналогия по субъекту (людям)]

Оценка из мета-позиции

Здесь мы оцениваем из мета-позиции контекст. И появляются специфические паттерны: например, к оценке контекста из мета-позиции можно отнести всеми нами любимый рефрейминг контекста.
- Люди завистливы.
- Но зависть мотивирует людей стремиться к тому, о чём завидуешь. Так что зависть во многом – двигатель прогресса. [рефрейминг контекста]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Ты веришь, что это справедливо в любой ситуации? [убеждение о контексте]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Когда ты об этом думаешь – ты себе представляешь, что это верно абсолютно для всех ситуаций? [анализ внутреннего представления]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Если есть выбор – умереть от голода сейчас или возможно когда-нибудь от рака, - что ты выберешь? [рефрейминг контекста]

Причины

Убеждение имеет историю. Оно не появилось ниоткуда, человек его либо сформулировал сам, либо «заимствовал» чужое.  Соответственно, у убеждения есть автор – тот, кто убеждение придумал, источник – откуда эту информацию человек получил, на основании каких фактов и правил был сделан вывод. Плюс убеждение обычно требует подтверждения – каких-то событий, которые подкрепляют правило.

Автор и источник различаются, когда убеждение «заимствовано» - например, прочитано в книге или сказано родителями. Если же клиент сформулировал его самостоятельно, то и автором, и источником является он сам.

Если мы хотим раскрутить убеждение, при работе с причинами нам нужно показать, что убеждение образовано неправильно – тогда получится, что и само убеждение неправильное.

Либо предложить более «правильное» убеждение на основе тех же источников.

То есть для раскручивания убеждения нам нужно усомниться хотя бы в чём-то одном:

авторе;
источнике;
фактах;
правилах вывода;
подтверждениях.

У «плохого» автора не может быть «правильных» убеждений. В «неправильном» источнике данные постоянно перевирают. На основе таких фактов можно сделать совсем другие выводы. И так далее.
Первые вопросы при работе с причинами – сбор информации о возникновении убеждения. Иногда сам вопрос о возникновении убеждения может вывести человека в точку, в которой он может изменить текущее убеждение.

В принципе, это обычные уточняющие мета-модельные вопросы.

- Откуда у тебя это убеждение?
- Как ты в это поверил?
- Как именно это убеждение у тебя появилось?
Но в большинстве случаев такой вопрос даёт просто дополнительную информацию, которая помогает, к примеру, сконструировать другие фокусы языка относительно причин.
И на основе собранной информации мы можем сконструировать фокус языка. Например, мы можем показать, что автор (в том случае, если автор не сам клиент) недостаточно надёжен, умён и т.д.
- Как сказал Лао-Цзы: «Мудрец избегает всякой крайности».
- Ты в курсе, что Лао-Цзы, по выводам учёных, никогда не существовало?
- Аристотель сказал…
- Ты хочешь следовать идеям древнего грека, который жил четыре тысячи лет назад? И верил, что всё состоит из воды, огня, земли и эфира?
- Настоящий мужчина никому не должен давать спуску.
- И кто тебе это сказал?
- Петька со двора.
- Ты слушаешь человека, который не смог закончить среднюю школу?
- Психологам известно…
- Я сам психолог, но ничего такого мне неизвестно. Какие-то неизвестные психологи.
Аналогично можно подвергнуть сомнению источник информации:

При чём не обязательно реальный источник – во многих случаях достаточно просто предположить возможный источник.

- В «Космополитен» напечатали…
- Ты пытаешься строить жизнь по советам из журналов для девочек-подростков?
- Всё относительно.
- Хотя эту фразу приписывают Эйнштейну, он такого не говорил. Её соорудил какой-то журналист, который ничего не понял в теории относительности. Журналисты так постоянно делают.
- Мой отец говорил: «Для успеха нужно много работать».
- Насколько я помню, он проработал всю жизнь каким-то менеджером и сейчас живёт на одну пенсию.
Но если автором убеждения является сам клиент, удобнее исследовать факты (события) и правила на основе которых сделан вывод. Аналогично можно поступить и с утверждениями, относительно которых процедура вывода либо известна, либо её можно предположить.
- У меня не получается строить отношения с мужчинами.
- А со сколькими мужчинами ты пыталась строить отношения?
- С двумя.
- То есть ты считаешь, что двух попыток достаточно для того, чтобы сделать о себе вывод на всю жизнь?
Ещё один важный момент – убеждение должно подтверждаться в жизни. И если мы покажем, что это не совсем так – убеждение окажется ложным.

В принципе получается «противоположный пример», только касающийся истории убеждения.

- Я не способен ничего запомнить.
- Ты ни одного имени за всю жизнь не запомнил?

Разукрупнение

При разукрупнении причин мы обычно говорим о конкретных людях, книгах, событиях и фактах: реальных или предполагаемых.
- Люди завистливы.
- Ты в жизни ни разу не встречал доброжелательного и искреннего человека? [подтверждение]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Наверно это тебе батя говорил, когда объяснял, почему он возится в гараже со старым «Москвичём». [автор, источник]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Это тебе мама сказала, или сам к этой мысли пришёл? [автор]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Ты в курсе, что эти выводы получены в результате некорректно поставленного эксперимента? [факты, правила вывода]

Укрупнение

При укрупнении мы, как обычно, увеличиваем и расширяем.
- Люди завистливы.
- Обычно к такому выводу приходит большинство школьниц в возрасте 8-10 лет, когда в первый раз с кем-то ссорятся из-за мальчика. [авторы, факты]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Такое писали в дешёвых мужских журналах в 90-е. [источники]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Тебе наверно все бабушки с дедушками с детства говорили, что ты слабохарактерный. Чтобы ты оставался таким милым поросёночком. [автор, источник]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
­- Большинство исследований это не подтверждают. [факты]

Поиск аналогии

Здесь мы можем посмотреть на аналогичные ситуации, выводы, факты и так далее.
- Люди завистливы.
- Я бы в такой ситуации сделал вывод, что люди бывают разные: завистливые, добрые, внимательные, злые, искренние, любящие… [факты, правила вывода]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Другой человек в такой же ситуации сделал бы вывод, что уважение вызывает ум. А автомобиль – это просто средство передвижения. [правила вывода]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Я думаю, ты пару раз попробовал сесть на диету, бросил и сделал вывод о свое слабохарактерности. Но разве этого достаточно, чтобы делать такой вывод? [факты, правила вывода]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Были исследования, которые показали отсутствие такой зависимости. [факты, правила вывода]

Оценка из мета-позиции

А здесь мы исследуем причины создания убеждения из мета-позиции.
- Люди завистливы.
- Ты уверено, что справедливо было распространять свой личный опыт на всех? [правила вывода]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Не совсем понятно, почему исключены другие способы получить уважение. [структура убеждения]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Что именно внутри тебя происходило, когда ты пришёл к такому выводу? [внутреннее представление]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Возможно эта идея тебя так сильно напугала, что ты безоговорочно в неё поверил. [правила вывода]

Цель

У убеждения есть функция, оно для чего-то служит. То есть у существования убеждения есть цель. И если мы покажем, что есть другие цели или цель выбрана не слишком «моральная» - то это повод сменить убеждение.

Паттерны фокусов языка, которые работают с целью, довольно чётко соответствуют модели «укрупнение – разукрупнение – аналогия»: «намерение» - это разукрупнение цели (уточняем цель), «другой результат» - аналогия (ищем другую цель того же уровня), «иерархия критериев» - укрупнение (предлагаем более важную цель).

Задача в данной точке SCORE уже немного другая:

показать, что убеждение вредное.

Или предложит более полезное убеждение.

Разукрупнение

Здесь мы уточняем цель убеждения. Для многих даже сам идея о том, что убеждение не некая данность, а имеет цель – то есть контролируется им – может вызвать замешательство и смотивировать на изменение убеждения. Так же мы можем предположить, что цель его убеждения не слишком «моральная». При этом совершенно не обязательно, чтобы эта «аморальная» цель действительно присутствовала в карте клиента: если он согласится – это мотивация убеждение изменить, если не согласится – ему придётся определить более подходящую цель.
- Люди завистливы.
- Подумай, зачем тебе это убеждение? Что оно тебе даёт? [мотивация на поиск цели убеждения]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Обычно в такое верят сильно неуверенные в себе люди. Вроде как будет у меня машина, и меня сразу зауважают. [предположение негативной цели]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Это такой способ самооправдания? [предположение негативной цели]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Я понимаю, что для вам очень важно заботиться о здоровье. [предположение о цели убеждения]

Аналогия

Здесь мы предлагаем другую цель того же уровня важности. Как бы предполагая, что она лучше старой.

Понятно, что при этом для начала нам либо нужно выявить текущую цель (намерение), либо предположить её. Явно или неявно.

- Люди завистливы.
- Может лучше сфокусироваться на положительных сторонах человеческой натуры? [поиск другой позитивной цели]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- А слабо вызывать уважение поступками и харктером? [предложение другой цели]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Это про то, почему ты не можешь это сделать. Но лучше думать о том, почему ты способен похудеть. [предложение другой цели]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Занятия спортом намного полезнее для здоровья, чем мысли о вредности каких-то продуктов. [предложение другой цели]

Укрупнение

Здесь всё просто – предлагаем более важную цель. Которая вроде как должна быть лучше старой (потому что важнее).
- Люди завистливы.
- Намного интереснее стать человеком, которому действительно завидуют, чем просто тихо ненавидеть окружающих.
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Я думаю, независимость от мнения окружающих важнее, чем жалкие попытки вызывать и них уважение покупкой каких-то вещей.
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
­- Важнее научиться контролировать своё поведение, чем индульгировать по поводу собственных слабостей.
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Думаю важнее иметь собственное мнение, основанное на научных фактах, чем просто транслировать чьё-то мнение.

Оценка из мета-позиции

Как обычно – исследуем цель этого убеждения из мета-позиции.
- Люди завистливы.
- За каждым убеждением стоит какая-то цель: позитивная или нет. Вот у этого убеждения цель позитивная или нет? [анализ типа цели]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Как ты себе представляешь цель всего этого? Ты едешь на роллс-ройсе, а все вокруг кланяются? [внутреннее представление цели]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Есть много способов потакать себе. Один из них – ссылаться на свои недостатки, чтобы не напрягаться и ничего не менять. [убеждение о цели]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
-
Ты знаешь, мысли о болезни могут вызывать болезнь. Начинай прямо сейчас думать о чём-то хорошем, например о том, как быть здоровым и счастливым. [применение к себе]

Эффекты

У использования убеждения есть последствия. Соответственно, чтобы смотивировать человека это убеждение изменить, нам нужно показать

неприемлемость последствий использования этого убеждения.

Либо предложить ему убеждение с более приемлемыми последствиями.
При этом во многих случаях не обязательно называть последствия прямо – достаточно, если они будут достаточно явно следовать из ситуации.

Исключения (куда же без них). Для убеждений с модальностью ограничения (должен, обязан, не могу) и с кванторами общности (никогда, никто, только, все) - как раз возможно показать приемлемость последствий нарушения правила.
- Я не могу сделать это.
- А что будет, если ты это сделаешь?
Вообще говоря, это паттерн реакции мета-модели на ограничения в виде «модальных операторов (не)возможности и необходимости».

Разукрупнение

Конкретизируем последствия. Можно привести и описать конкретную ситуацию, желательно с самим клиентом.
- Люди завистливы.
- Если так думать – останешься без друзей. [неприемлемые последствия]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- А что будет, если ты будешь вызывать уважение без машины? [исследование выхода за границы]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Когда ты станешь совсем жирный и не сможешь сам встать с кровати – ты тоже будешь оправдываться слабохарактерностью? [неприемлемые последствия]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Если так бояться заболеть, то ты будешь беспокоиться практически непрерывно по любому поводу. [неприемлемые последствия]

Укрупнение

При укрупнение мы расширяем последствия убеждения на «всех людей», «большинство мужчин», «долгое время» и так далее.
- Люди завистливы.
- Если так думать – возненавидишь весь мир. [расширение по людям и месту]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Если будешь так думать – никогда не достигнешь значимого успеха. [расширение по ценностям]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Если бы все так думали, то мир бы наполнился безвольными толстяками. [расширение по людям и ценностям]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Соль вызывает гипертонию, жир – ожирение, сахар – диабет. Если думать о вредных веществах в нынешней еде – вообще ничего есть нельзя будет. [расширение по процессу]

Аналогия

Здесь можно привести пример последствий в аналогичной ситуации. А так же метафору или ассоциацию.
- Люди завистливы.
- Это как считать, что за тобой постоянно следят – вызывает паранойю. [аналогия по процессу]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Мне это напоминает героя из «Шинели» Гоголя, который считал, что новая шинель вызовет к нему уважение. [аналогия по людям и процессу]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- У меня знакомый тоже всё время твердил, что он не может с собой справится – так растолстел до совершенно неприличных размеров. [аналогия по людям и процессу]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Это как с сотовыми телефонами – кричали, что они рак вызывают и что от них мозги закипают. Но сейчас об этом уже и не вспоминают. [аналогия по процессу]

Оценка из мета-позиции

Исследуем последствия из мета-позиции.
- Люди завистливы.
- У каждого убеждения есть последствия. Как ты думаешь, к чему тебя приведёт такая вера? [анализ последствий]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Когда ты ограничиваешь себя таким способом, то мешаешь себе добиться успеха. [убеждение по поводу убеждения]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- А как внутри тебя выглядят последствия этого убеждения? Или ты стараешься на них не смотреть? [внутреннее представление последствий]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- А ты не думаешь, что такое убеждение может привести к паранойе. [применение к себе]

Пример раскрутки некоторых убеждений

«Любые отношения заканчиваются враждой»

Причины

Что именно произошло, что ты поверил в это? [разукрупнение]
У тебя один раз не сложилось, и дальше ты всё время делал всё, чтобы оправдать себя в тот первый раз? [укрупнение]
А если бы некоторые твои отношения заканчивались хорошо, во что бы ты верил? [аналогия]
Ты же понимаешь, что твой личный опыт не стоит распространять на всех? [мета]

Убеждение

Познакомился с человеком в самолёте, вышли - и теперь враги? [разукрупнение]
Ты веришь, что всё заканчивается плохо? [укрупнение]
Это всё равно, что сказать «любая поездка заканчивается аварией».[аналогия]
Твоя привязанность к этому убеждению тоже когда-то закончится враждой. [мета]

Контекст

Были ли у тебя какие-то отношения, которые закончились нормально? [разукрупнение]
Если бы все в это верили, старых друзей бы не существовало. [укрупнение]
В детском саду ты тоже в это верил? [аналогия]
Не существует правил без исключений. [мета]

Цель

Наверно, для тебя очень важно поддерживать хорошие отношения с людьми. [разукрупнение]
Думаю, важнее найти женщину, с которой ты бы хотел прожить жизнь.[укрупнение]
Лучше думать о том, как поддерживать хорошие отношения, чем о том, как их плохо закончить. [аналогия]
Страх потери говорит о том, что ты действительно хочешь иметь это. [мета]

Эффекты

Что случится, если вдруг какие-то отношения закончатся хорошо? [разукрупнение]
Так ты накопишь огромное количество врагов. [укрупнение]
Наверняка ты подбираешь женщин, с которыми готов порвать так, чтобы можно было долго и упорно их ненавидеть. [аналогия]
Вера в то, что любые отношения должны заканчиваться, приводит к абсолютному одиночеству. [мета]

«Ты будешь счастлива только со мной»

Причины

Кто из твоих родителей тебе подал эту мысль в детстве — мама или папа? [разукрупнение]
А как еще родители в детстве повышали твою самооценку? [укрупнение]
Пытаться удержать рядом человека насильно, это всё равно что держать в руке снежинку – тает на глазах. [аналогия]
Как давно такое убеждение позволяет тебе контролировать людей? [мета]

Убеждение

А как же я была счастлива до тебя? [разукрупнение]
Ты действительно  уверен, что ты бог? [укрупнение]
Если у птицы только одно крыло, то вторая однокрылая птица ей не поможет. [аналогия]
Может тебе лучше задуматься об источниках счастья для самого себя? [мета]

Контекст

Говорят, счастье – это когда тебя понимают. Скажи, о чем я сейчас думаю? [разукрупнение]
Я всегда мечтала о джинне! Ты готов начать исполнять мои желания прямо сейчас? [укрупнение]
Ты считаешь что мы две половинки чего: таблетки, полушарий мозга или задницы? [аналогия]
А ты сам хотел бы быть в капкане такого мрачного и безысходного убеждения? [мета]

Цель

Может тогда составим расписание в какие дни и часы ты должен делать меня счастливой? [разукрупнение]
Наверное ты очень боишься оказаться ненужным? [укрупнение]
Знаешь, редкие виды цветов плохо растут в неволе, особенно, если тебе неизвестно, что им на самом деле нужно для жизни. [аналогия]
Это убеждение помогает тебе поддерживать иллюзию власти надо мной? [мета]

Эффекты

А может подумаем, как нам вместе научиться быть счастливыми? [разукрупнение]
Для тебя это так важно, что ты готов пожертвовать моим счастьем чтобы наполнить смыслом свою жизнь? [укрупнение]
Если сеять зерна зависимости, то пожнешь ненависть и одиночество. [аналогия]
Мне кажется, что за этим убеждением ты прячешь своё желание быть счастливым. [мета]

Где проходим

Повседневный Гипноз 2

По теме

Наши книги:: Структура фокусов языка
Статья:: Раскрутки: новый взгляд
Вебинар:: Фокусы языка: новый взгляд

  

Поделиться ссылкой: