Ещё одно описание целей воздействия можно посмотреть в статье "Фокусы языка: как это работает".

Итак, для того, чтобы смотивировать человека изменить убеждение нам нужно

преобразовать утверждение так, чтобы  оно вышло за границы приемлемости.

Это утверждение достаточно общее. Более конкретно: в результате преобразования мы должны показать, что убеждение нарушает критерии «правильности»: истинность, эффективность, экологичность. То есть нам нужно показать, что

убеждение ложно, не эффективно или не экологично.

Или предложить более истинное, эффективное или экологичное убеждение.

Убеждение ложно

Для любого утверждения существует область применимости (даже для этого).

«Мужчины предпочитают блондинок». Это правда, в том смысле, что по проведённым исследованиям получилось, что мужчин, предпочитающих блондинок на 7% процентов больше остальных. И это утверждение верно для стран Северной Америки и Европы, в возрасте от 18 до 55 лет, для людей со средним и высшим образованием и доходом от 30000$ в год.

Цифры случайные, просто для примера.

Соответственно, как только мы выходим за контекст применимости – утверждение становится ложным (что и требовалось показать). Особенно для убеждений, которые, в большинстве своём, сформулированы довольно общо:

- Люди лгут.
- Я не способен быстро измениться.
- Мужчинам нужен только секс.
- Настоящей любви не существует.
- Я могу быть счастлив только с ней.

И т.д.

Подходов тут в принципе два: либо мы ищем контекст, в котором убеждение перестаёт работать (рефрейминг контекста), либо преобразуем само утверждение так, чтобы оно уже и в нынешнем контексте оказалось ложным (рефрейминг содержания).

- Люди меня ненавидят.
- Возможно некоторым вы не нравитесь, но не всем же. [меняем содержание: (все) люди – некоторые, ненавидят – не нравитесь]
- И что, в вашей жизни не было никого, кто относился бы к вам нормально? [меняем контекст: ищем ситуацию, в которой убеждение не срабатывает]

- Я не способен заработать большие деньги.
- Попробуйте заработать очень много маленьких. [меняем содержание: большие – очень много маленьких]
- Когда вы думаете о том, что не способны, что вы представляете: связанные у себя руки, стену между вами и большой кучей денег, длинную дорогу с разбросанными кое-где монетами? [меняем контекст: изучаем внутреннее представление убеждения]

- Настоящая женщина всегда хорошо выглядит.
- Да, мир наполнен фальшивками. [меняем содержание: (не) настоящая - фальшивая]
- Особенно в гробу. [меняем контекст: ищем ситуацию, в которой убеждение не срабатывает]

И, естественно, всегда есть вариант предложить более «истинное» убеждения.

- Мужчины хотят от женщин только секса.
- Я знаю многих мужчин, которым от женщин нужна любовь, внимание и забота.

- Я должен отстаивать своё мнение.
- Должен, но не всегда, скорее иногда. И не то, чтобы должен - скорее можешь или имеешь право.

Вариантов тут очень много и более конкретные примеры будем разбирать в описании работы с областями воздействия.

Убеждение не эффективно

Следующий способ смотивировать человека на смену убеждения – показать, что оно не эффективно. Или недостаточно эффективно. Или предложить более эффективное убеждение. При этом сама идея о полезности убеждения для многих будет являться разрывом шаблона и провоцировать на его смену.

Напоминаю, что необходимым условием раскручивания убеждения является разрыв шаблона – неожиданное нарушение обычных представлений, выход за пределы привычной карты. То есть мало придумать фокус языка, нужно его подать так, чтобы порвать шаблон – с нужным артистизмом и выбором момента.

Эффективность – это достижение цели с наименьшими усилиями. Так что можно сфокусироваться как цели (намерении) убеждения, так и на затраченных усилиях. Цель можно просто выяснить, намекнуть на «аморальность», предложить другую цель того же уровня или более важного. Указать на несопоставимость усилий и результата. И просто предложить более эффективный способ достижения цели.

- Люди меня ненавидят.
- Да, в этом мире не просто найти любов. [просто определяем намерение]
- Ты таким способом просто оправдываешь своё неумение общаться? [предполагаем негативное намерение этого убеждения]
- Может лучше фокусироваться не на тех, кто тебя ненавидит, а не тех, кто тебя любит? [предлагаем другое намерение (того же уровня)]
- Гораздо важнее научиться быть полезным другим людям, чем просто вызывать у них ненависть. [фокусируемся на намерении более высокого уровня]
- Насколько это помогло тебе стать более уверенным в себе? [предполагаем намерение убеждения, переводим фокус внимания на не эффективность этого убеждения для реализации намерения]
- Если хочешь, чтобы на тебя обращали внимание, научись делать людям что-то хорошее. [предполагаем намерение этого убеждения и предлагаем более эффективные способы его достижения]

- Я не способен заработать большие деньги.
- Так думать – довольно стандартный способ избежать провала.  [просто определяем намерение]
- Хороший способ оправдать свою лень! [предполагаем негативное намерение этого убеждения]
- Может лучше стоит не столько думать о безопасности, сколько об способе достижения успеха? [предлагаем другую цель (того же уровня)]
- Возможно стоит думать о том, как стать счастливым, а не о больших деньгах. [фокусируемся на намерении более высокого уровня]
- Это убеждение действительно уберегло тебя от неудач при попытках изменить свою жизнь? [предполагаем намерение убеждения, переводим фокус внимания на неэффективность этого убеждения для реализации намерения]
- Для большего внутреннего спокойствия лучше заниматься тем, что тебе нравиться, а не думать о том, что у тебя возможно не получиться. [предполагаем намерение этого убеждение и предлагаем более эффективные способы его достижения]

- Настоящая женщина всегда хорошо выглядит.
- И зачем ей это нужно? [выясняем намерение]
- Твоя цель найти приличного папика и сесть ему на шею? [предполагаем негативное намерение этого убеждения]
- Может тебе лучше научиться быть уверенной в себя, чем столько сил тратить на внешний вид?  [предлагаем другое намерение (того же уровня)]
- Для настоящей женщины важнее ум и умение держать себя. [фокусируемся на намерении более высокого уровня]
- И вся эта непрерывная работа над собственной внешностью действительно помогла тебе стать настоящей? [переводим фокус внимания на не эффективность этого убеждения для достижения цели]
- А Коко Шанель говорила, что заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет. [предлагаем более эффективный способ достижения цели]

Неприемлемые последствия

Убеждение может быть и достаточно «истинным», и вполне «эффективным». Но вот последствия его использования могут быть весьма неприятными. Дорогостоящими. Неприемлимыми. В НЛП это красиво называется неэкологичностью.

Из правила есть исключения. Которые подтверждают правила. Для убеждений с модальностью запрета: «должен», «обязан», «незаконно», «не принято» - удобно как раз показать приемлемость последствий. Этот вариант описан в мета-модели как паттерн «причина-следствие». Мы задаём вопрос: «Что будет, если ты это сделаешь?». Человек исследует последствия и, как минимум, полный запрет или вынужденность превращаются в выбор.
- Я должен много работать?
- Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше?
- Буду зарабатывать чуть меньше.
Во многих убеждениях с модальностью запрета откинуто либо следствие, либо причина, в результате остаётся только долженствование без аргументов.
«Для достижения успеха мне нужно много работать» превращается в просто «мне нужно много работать», «чтобы меня уважали, я должен выглядеть уверенным»  в «я должен выглядеть уверенным», «если хочешь удержать мужчину, ты должна удовлетворять его потребности» в «я должна удовлетворять потребности мужчины» и т.д. Мета-модельный вопрос просто помогает восстановить эту утерянную часть.
Аналогично можно работать и с кванторами всеобщности: «всегда», «все», «никто», «нигде», которые тоже могут создавать «неявное» долженствование – то есть в предложение вполне можно подставить модальный оператор запрета или долженствования:
- НЛПер (должен) всегда контролирует своё состояние.
- Что случится, если он слегка ослабит контроль?

Здесь мы можем показать, что последствия неприемлемы по экономическим, моральным, идеологическим и прочим основаниям. Как вариант – продемонстрировать конфликт с другими ценностями или убеждениями. Ну или предложить более экологичное убеждение.

- Люди меня ненавидят.
- С таким убеждением ты никогда не найдёшь себе друзей. [неприемлемость последствий]
- Если думать, что отношение к тебе других людей зависит от твоего поведения, ты сможешь лучше контролировать свои отношения. [более экологичное убеждение]

- Я не способен заработать большие деньги.
- Хочешь умереть в одиночестве и нищете? [неприемлемость последствий]
- Думаю мысль о том, что ты способен зарабатывать столько, сколько тебе нужно сделает тебя более счастливым. [более экологичное убеждение]

- Настоящая женщина всегда хорошо выглядит.
- Если настолько концентрироваться на внешнем виде, то вместо настоящей женщины получится гламурная дура. [неприемлемость последствий]
- Что будет, если женщина будет изредка выглядеть чуть менее хорошо? [исследуем приемлемость последствий]
- Если женщина будет думать не только о внешности, но и об уме, то она будет ещё более настоящая. [более экологичное убеждение]

По теме

Статья:: Раскрутки: новый взгляд
Вебинар:: Фокусы языка: новый взгляд

  

Поделиться ссылкой: