Александр Любимов


Убеждения можно определить как «правила жизни». Или «правила взаимодействия с ценностями». Ценность – это что-то важное для нас. Более научно – категория предметов, которые для нас важны. Убеждения же описываю, что с этой категорией делать. Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения.

- Нельзя объять необъятное.

- Всё в конце концов будет хорошо.

- Рак приводит к смерти.

- Для успеха нужно много работать.

Так что же описывают убеждения, какие правила?

 

Типы убеждений

 

Обычно убеждения делят на три типа: комплексные эквиваленты, причинно-следственная связь, отнесение к категории.

А=Б: убеждение о соответствии (комплексный эквивалент, «А - то же самое что и Б», «зависть – это та же жадность»);

А=>Б: убеждение о причине-следствии («из А следует Б», «если ты будешь так много курить, то это подорвёт твоё здоровье»);

А^Б: Собственно, все утверждения вроде «я – гений» «она красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю буритто» - убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», а блондинок в категорию «не нравится». Как вы понимаете, все убеждения об идентичности относятся к этому типу: «Я - гений», «он - идиот», «я - мотогонщик».

В английском языке для обозначения отнесения к категории используется глагол to be: «London is the capital of Great Britain». В русском глаголs «быть», «являться» обычно опускаются: «Москва - столица России», «Я студент».

Иногда убеждения могут выглядеть похоже, но разделить их можно по тому, на какой вопрос они дают ответ:

- Что нужно сделать, чтобы получить А? [причина]

- Что будет впоследствии того, что я получил А? [следствие]

- Как я узнаю, что получил А? [критерии]

- Что такое А? [определение]

- Вхожу ли я в категорию А? [отнесение к категории]

Причина-следствие

Эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы в категорию попасть (удовлетворить ценность) и что будет, если ты эту ценность получишь. Например, ценность «популярность».

Причина: «Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».

Следствие: «Популярность приводит к потере здравого смысла».

Характерным признаком этого типа убеждений является наличие последовательности - одно наступает после другого: «алкоголизм приводит к смерти», «любовь вызывает счастье».

К типу «причина-следствие» относятся убеждения о долженствовании:

- Я должен много работать.

- Он вынужден стараться.

- Я не могу опаздывать.

Просто в этих убеждения обычно потеряна вторая часть: что будет, если ты это не сделаешь (или сделаешь).

- Для достижения успеха я должен много работать.

- Чтобы не остаться на второй год, он вынужден стараться.

- Я не могу опаздывать - за опоздания могут уволить.

Кстати, паттерн метамодели «причина-следствие» как раз и направлен на восстановление «потерянной» части убеждения.

Комплексный эквивалент

Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?) и определении (что это такое?)

Критерии: «Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».

Определение: «Популярность – это когда ты находишься в центре внимания».

Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют». Если хотя бы один из критериев не выполняется, то ценность не достигнута. «Если у тебя много денег и тебя завидуют - это ещё не успех».

Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь - это счастье», «правда - это необходимость» и так далее.

Отнесение к категории

Наиболее интересными и важными среди этого типа убеждений, будут убеждения о идентичности: «Я - хороший пловец».

Обратите внимание, если человек отнёс себя к категории (идентичность), то в его представлении все убеждения о данной ценности должны быть выполнены:

- Я - хороший пловец, так как много тренировался. [причина]

- Я - хороший пловец, поэтому меня приглашают на важные соревнования. [следствие]

- Я - хороший пловец, так как могу проплыть стометровку за минуту и не запыхаться. [критерии]

- Я - хороший пловец, это значит, что я плаваю лучше большинства других людей. [определение]

То есть если в убеждениях о том, что делать с ценностью будущее или настоящее время: "Для успеха нужно много работать", "Для счастья мне нужен диван, на который лечь, и вешалка, чтобы повесить шляпу", - то в убеждениях об отнесении к категории время прошедшее: "Я много работал и достиг успеха".